MedicAll.ru - Медицинский портал Сенатор_главный Фонд Вечная Молодость
Фирмы по городам
Интересное
ivao conf
 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей

© Medicall.ru 2006-2008 Условия цитирования
Вечная молодость

Физическое и психическое развитие

Назад

Каждый возраст человека имеет свои, совершенно определенные особенности.

Характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в первую очередь в общении с окружающими его людьми. Начинается формирование характера с условных рефлексов. И важно, чтобы положительных условных рефлексов было больше, чем отрицательных.

Положительные условные рефлексы возникают, естественно, на общение, ласку и заботу, а также на регулярные питание и гигиенические процедуры. Важно, чтобы во всем, что касалось ребенка, чувствовался порядок и режим.

Если вы будете непоследовательны, раздражительны и даже злы, то и у ребенка формируется нервное восприятие действительности, что будет мешать ему всю жизнь.

Грудничка рекомендуется регулярно взвешивать. Не важно, где вы будете это делать – дома или в поликлинике, главное контролировать прибавку в весе. Нарисуйте график: по оси абсцисс обозначайте вес ребенка в граммах, а по оси ординат недели жизни. В норме должна получиться плавная кривая линия, без резких скачков.

Педиатры определяют нормальный вес, прибегая к помощи всевозможных формул и вычислений. Родителям же достаточно знать, что ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса. В трехмесячном возрасте он уже должен прибавлять еженедельно до 200 граммов. Таким образом, к концу четвертой недели жизни ребенок должен весить около 4 килограммов. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить уже примерно 6 килограммов.

Необходимо отслеживать и рост. У нормального доношенного ребенка рост в среднем 50 сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастет сантиметров на пять.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся брать новорожденного на руки. Но в этом нет ничего страшного. Если держать ребенка правильно, ему не будет нанесено никаких травм. Правильно держать ребенка научиться не сложно: малыш практически лежит на левой руке взрослого, головка находится в сгибе локтя, а правой рукой нужно поддерживать ножки. Иными словами, необходимо, чтобы тело малыша имело три точки опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

Нельзя поднимать ребенка за руки и нельзя держать его так, чтобы головка была запрокинута (ее обязательно надо поддерживать).

С самых первых дней не нужно нянчить ребенка без необходимости. Не следует без нужды брать его на руки, укачивать, сюсюкать. Ребенок быстро привыкает к такому обращению, начинает требовать его, капризничать. И если мама по каким-то причинам не может в данный момент нянчиться, ребенок поднимает крик. Приходится уступать. Именно так малыши становятся избалованными.

Не надо впадать в панику при крике ребенка. Вообще в первые месяцы жизни ребенок довольно часто кричит. Но крик - это не только сигнал об отрицательных эмоциях, это единственная физическая нагрузка и прекрасная гимнастика, необходимая для развития организма.

Но материнский инстинкт так и толкает маму к кричащему ребенку. Не спешите к малышу, пусть он пару минут покричит. Во время крика задействуются многие группы мышц: шейные, грудные, брюшные. Крик полезен и для легких - чтобы расширялись, чтобы в них в полном объеме происходил газообмен.

Если же ребенок не успокаивается, тогда надо искать причину его плача. Их может быть несколько: ребенок "сходил" в пеленки, ребенок чувствует дискомфорт (давят швы распашонки), ребенок голоден или хочет пить.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - осмотреть одежду. Опытные мамы знают, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на кожу.

Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не пришло ли время кормления. Если время еще не пришло, не следует нарушать распорядок. Режим - это система, к которой ребенок привыкает, и в дальнейшем опирается на нее как на основу.

Организм, по наблюдениям ученых, очень любит всякого рода системы, угадывает в них ритм, приспосабливается к этому ритму и затем растет и развивается, основываясь на этом ритме.

Может быть, стоит просто дать малышу кипяченой водички с чайной ложечки или сладкого чаю?

Если ребенок все не успокаивается, нужно поискать причину в нарушении работы его пищеварительного тракта. Вспомните, давно ли у ребенка был стул. Маленьких детей часто мучают скопления газов. Животик в этом случае твердый и увеличен в размерах. Помогите ребенку: поглаживая ладонью, помассируйте животик, посгибайте ножки, прижимая коленочки к животу, поменяйте несколько раз положение его тела.

Некоторые мамы в таких случаях дают ребенку с чайной ложечки отвар ромашки, укропную воду, настой фенхеля. Это тоже помогает.

Также иногда приходится прибегать к помощи специальной резиновой трубочки. У нее закругленный гладкий конец и несколько боковых окошек. Перед применением трубку надо обязательно прокипятить, потом смазать кончик вазелином и ввести малышу в задний проход. Как правило, через минуту-другую газы отходят, иногда вместе с каловыми массами. Ребенок успокаивается, его живот становится мягким на ощупь.

Если же ничего не получается и с трубкой, срочно вызывайте врача. Вообще не стесняйтесь вызывать врача к малышу. Ничего страшного в том, что вы лучше лишний раз потревожите врача без повода.

Настои некоторых трав - давно испытанные лечебные средства. Но не надо злоупотреблять и давать ребенку настои для утоления жажды. Когда ребенок хочет пить, дайте ему фруктового чая, слабенького байхового чая, кипяченую воду. Можно и минеральную воду, на этикетке которой указано, что ее можно давать грудным детям.

Некоторым молодым родителям кажется, что их ребенок мочится слишком часто. Но в первую неделю жизни норма до десяти раз в сутки. Впоследствии эта цифра увеличивается. Расчет прост: мочится ребенок приблизительно три раза на каждое кормление. То есть до двадцати раз в сутки. И от одного до трех раз в сутки отходит стул. Первородный кал ребенка – меконий – очень темный. В дальнейшем стул светлеет.

Вследствие того, что младенец слишком слаб и мышцы не развиты, движения головы ограничены. Поэтому на затылке и шее временами проступает пот. Если его своевременно не удалять, может возникнуть раздражение в виде мелких красных точечек. Это потничка.

Если не обращать на нее внимания, раздражение под воздействием нового пота может усилиться. А при присоединении инфекции могут возникнуть гнойнички, что является довольно серьезным осложнением.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых беспокойных, любящих покричать детей, при крике пупок несколько выпячивается. Если же при крике или кашле пупок образует довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более, - это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки.

Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с врачом. Бывают случаи, что приходится делать операцию. Но чаще всего грыжа устранится сама, когда ребенок наберет в весе и разовьется жировая ткань.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

  • "подошвенный" рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку;
  • "сосательный" рефлекс - вы проводите пальцем по губам и малыш с готовностью складывает губы трубочкой, причмокивает, делает сосательные движения;
  • "хватательный" рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные рефлексы присутствуют, то все в норме.

Некоторые молодые родители с первого дня ходят по дому на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Это излишне. Около недели после рождения ребенок не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается в течение первого года жизни.

Однако на слух малыша следует обращать пристальное внимание. Достоверное известно, что еще в утробе матери ребенок слышит звуки музыки, голоса. А голос матери он отличает сразу и он слышится ему громче.

Ребенок воспринимает звуки не только органом слуха, но и телом. Это так называемая тканевая проводимость. Знаете ли вы, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом, обняв рояль.

Когда ребенок родился и маме его впервые принесли, он уже узнает ее голос и прекрасно отличает интонации. Говорите с малышом почаще.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ребенок «купался» в звуке. Эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. Пусть в доме негромко звучит спокойная музыка с легко угадываемым мелодичным рисунком.

Глаза как сложный оптический прибор тоже не вполне развиты у новорожденного. В первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Однако с этой задачей он справится довольно быстро, и перед ним встанет новая, – перестраивать взгляд с близких объектов на дальние.

Ребенок видит как бы на одном расстоянии, которое составляет 25-30 см, поэтому, если вы хотите ему что-либо показать, держите это перед ним на "правильном" расстоянии.

Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел ваше лицо, а он уже отличает ласковое выражение от строгого, приблизьтесь к малышу на расстояние 25-30 см.

Старайтесь, чтобы ребенок видел ваше лицо с ласковой улыбкой. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него лучше. Инстинкты для грудничка как автопилот в море эмоций и ощущений.

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О зрении и слухе мы сказали, обоняние и вкус с первых дней развиты и работают отлично, поговорим об осязании.

Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения. Это важно для правильного формирования органов восприятия и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше, ему это не только нравится, ему это полезно.

На втором месяце жизни стул у ребенка может быть от одного до трех-четырех раз. По консистенции вязкий, по цвету светло-желтый. Если детский стул иной и если при этом отмечается потеря в весе, обращайтесь к врачу.

Часто у ребенка после кормления бывает небольшое срыгивание. Это нормальное явление, которое объясняется тем, что вместе с молоком ребенок проглатывает воздух. Не надо спешить укладывать малыша после кормления, особенно на спину: если он лежа на спине срыгнет, то молоко может попасть в дыхательное горло.

Подержите его несколько минут в вертикальном положении, и только когда отрыгнется воздух, можете смело положить его в кроватку, на бочок.

Но следует отличать обычное срыгивание от рвоты. Если срыгивание - явление чисто физиологическое, то рвота - признак болезни. Срыгивает ребенок молоком неизмененных качеств: оно не створоженное, имеет обычный цвет и запах. При рвоте картина меняется: молоко створожено, желтоватого цвета и неприятного кисловатого запаха. Как правило, рвотой сопровождается повышение температуры. Еще при рвоте может быть вздутый животик; ребенок ведет себя беспокойно. Срочно обращайтесь к врачу.

Ребенка в первые три месяца жизни может донимать икота. Это не болезнь, и особенно волноваться не следует. Это всего лишь непроизвольные периодические сокращения диафрагмы. Появляется икота обычно после кормления, а продолжаться может долго, до получаса. Неприятность икоты лишь в том, что она может привести к срыгиванию.

Если вы замечали, что после еду ребенок начинает икать, постарайтесь его в следующий раз не кормить до отвала, а также потеплее, приложить к ногам грелочку. При икоте может помочь и теплое питье: несколько ложечек слабенького теплого чая или просто теплой кипяченой воды.

Не забывайте, что кожа у детей невероятно нежная, а сам ребенок еще слишком слаб, чтобы успешно противостоять неблагоприятным внешним факторам. Например, нельзя долго оставлять ребенка лежать в мокрых пеленках, от этого могут появиться опрелости.

Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа становится воспаленной, очень чувствительной, болезненной. Ребенок, соответственно, - беспокойным, плаксивым. Если не принять мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри.

Чтобы не допустить опрелостей, нужно стремиться перепеленать ребенка вовремя. А также обращать внимание на качество стирки пеленок. В ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу.

Если ребенок имеет склонность к опрелостям, его кожу следует протирать чистой влажной салфеткой. Протирать нужно именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей этого возраста - струпики на волосистой части головы. Возникают они при избытке выделений кожных желез. Когда выделения засыхают, снять их непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся.

Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову, т. к. при этом можно поранить кожу и внести инфекцию, а в таком возрасте даже самая маленькая инфекция очень опасна.

Удаляются струпики с помощью растительного масла: на ночь на голову накладывается повязка с растительным маслом, а на следующий день при купании голову ребенка нужно вымыть с мылом.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться, а от долгого лежания без перемены положения мышцы устают. Такое длительное лежание в одном положении неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» (зоны роста) на голове ребенка еще открыты, череп весьма пластичен.

К двум месяцам ребенок становится активным. Он уже сам может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле его зрения возникает движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Если малыша положить на животик, он начинает приподнимать голову, прогибать спину, двигать ручками и ножками.

В этом возрасте ребенок кричит уже более осознанно и требовательно, крик обретает различную окраску.

Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи, и родители должны стараться соблюдать этот режим.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может и поцарапать себя.

Поэтому не забывайте подстригать малышу ногти. Стричь ногти старайтесь аккуратно, не доставляя ребенку неприятных ощущений. Когда мама подстригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам руку.

Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие, их не обработаешь пилочкой. Значит, подстригать их надо не оставляя острых концов.

Если раньше ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития нужно больше движения. К трем месяцам не надо пеленать малыша слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками.

Рекомендуются также ежедневные "физические упражнения". При температуре 22 °С нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце на кровати или на пеленальном столике. Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, в этом положении ребенок вынужден держать головку на весу, поэтому укрепляются мышцы спины и шеи.

Примерно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать и координировать движения рук. Как правило, малыш тянет руки ко рту и начинает сосать пальцы. Это действо доставляет ему удовольствие, но не следует его допускать. Со временем может развиться дурная привычка, которая повлечет неправильное формирование прикуса.

Будьте начеку. Трехмесячного ребенка уже не следует оставлять без присмотра. Он достаточно активен и способен самостоятельно перевернуться на живот, при этом он может упасть или пораниться. Когда нужно ненадолго отойти, положите малыша в кроватку и чувствуйте себя спокойно.

Не балуйте ребенка. Будьте с ним терпеливы и ласковы. Не оставляйте его без внимания, но и не давайте понять, что считаете его центром вселенной. Дети прекрасно чувствуют отношение к себе со стороны окружающих, даже в этом возрасте.

Долгое время считалось, что основа характера человека в его наследственности, а воспитание это лишь «надстройка». Нет сомнения, наследственность играет значительную роль в формировании характера, но не решающую. Именно огрехи воспитания могут сделать человека несчастным и уязвимым на всю жизнь. Непременно поговорите с опытным врачом, как правильно воспитывать малыша.

Вы можете сами оценить, соответствует ли физическое и психическое развитие трехмесячного ребенка возрастной норме. Для этого необходимо знать, что:

  • ребенок способен сам некоторое время удерживать головку;
  • активно двигает ручками и ножками, хотя порой может воспринимать собственную руку как посторонний предмет и с интересом обследовать ее;
  • плещется и дергает ножками в ванночке;
  • не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому;
  • интересуется доступными предметами: разглядывает их, хватает, тянет к себе;
  • ребенок узнает близких и знакомых, к незнакомым относится с настороженностью;
  • отвечает улыбкой на улыбку;
  • у ребенка уже развит слух, он прислушивается к звукам;
  • сам издает некоторые звуки и получает от этого удовольствие.

В возрасте трех месяцев ребенок начинает проявлять интерес не только к своим рукам и пальчикам, но и к игрушкам, которых у него уже должно быть предостаточно. Это очень важный момент для нормального физического и психического развития.

Однако не все игрушки годятся для трехмесячного малыша. Не подходят те игрушки, которые невозможно помыть или обработать дезинфицирующим раствором, например, матерчатые, из искусственного меха, плюшевые и др. Также исключаются мелкие игрушки, с острыми краями, которыми можно пораниться, которые можно разобрать.

Идеальный вариант - игрушки из пластмассы, резины и деревянные, с округлыми краями.

Хорошо, когда над ребенком в кроватке висят яркие разноцветные погремушки: есть на чем зафиксировать взгляд, что рассмотреть, поупражнять глазомер (далеко - близко), есть к чему потянуться (размять мышцы, научиться координировать направление). И вообще - есть к чему применить любопытство, и, увлекшись, дать маме отдохнуть.

Подвешивая игрушки, то расположите их так, чтобы они были прямо перед глазами ребенка. Иначе малышу придется постоянно косить глаза, что, по понятным причинам, нежелательно.

Не рекомендуется давать ребенку одновременно несколько игрушек. Лучше дать одну, чтобы она полностью овладела его вниманием. Но не следует оставлять у ребенка игрушку надолго - он привыкнет к ней и перестанет проявлять интерес. Время от времени нужно менять игрушки.

Все игрушки необходимо почаще мыть с мылом. А хранить их нужно так, чтобы на них не попадала пыль (в закрытом шкафчике, под пеленкой.

Молодые родители ошибаются, полагая, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать настроение взрослых людей. Он все понимает, а точнее чувствует. И если родители не прячут от малыша некоторые свои настроения, например, нервозность, то и ребенок растет нервозным. Покой - это одно из самых важных условий для нормального психического развития грудного ребенка.

Доктор Борменталь:
Cпециалисты портала medicall:
. . . . . . . . . .
Специальные предложения
 
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-35619 от 12.03.2009 О сайтеСтатьиФирмыМедицинские услугиРеклама.Liex