MedicAll.ru - Медицинский портал Сенатор_главный Фонд Вечная Молодость
Фирмы по городам
Интересное
ivao conf
 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей

© Medicall.ru 2006-2008 Условия цитирования
Вечная молодость

Школьники

Назад

С началом учебы нагрузки на позвоночник становятся непосильными, и без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому. «Специальные меры» – это звучит слишком грозно. На самом деле это элементарные правила, которые не так уж трудно выполнять. А польза от их выполнения гарантирована. Один из старинных синонимов названия юношеского кифоза – «кифоз подмастерьев». Обменные нарушения у подмастерьев портных и сапожников встречались так же часто, как у подпасков, принцев и нищих, но им не приходится сутулиться за работой, и они чаще вырастали прямыми и стройными. А горбится ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей – позвоночнику все равно.

Начнем с того, как первоклассник сидит, когда делает уроки. Чаще всего – в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что смотреть на нее больно, и в поясничном отделе формируется кифоз вместо лордоза. Или ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит книгу на коленях, формируя себе… И так далее. То же самое происходит и в школе – старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. На ситуацию в школе, тем более при кабинетной системе, вы повлиять не можете. А как должно быть организовано рабочее место школьника дома?

  • Глубина сидения стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, или прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т.д.

  • Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку спина сохраняет естественную форму.

  • Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти могут свободно на нее опираться, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз – 30--35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сидение стула, думайте сами.

  • Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.

  • Под ноги подставьте скамеечку такой высоты, чтобы ноги не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бедра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.

  • Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволит держать голову прямо (снять нагрузку на шейный отдел) и помогает от развития близорукости. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

  • Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна находиться почти вплотную к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы не приходилось поворачивать туловище при письме, голову наклонять как можно меньше. Можно и даже желательно по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.

  • Время от времени необходимо немного менять позу (в пределах правильной). Через 30–45 минут следует встать и подвигаться минут 5–10.

  • Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка в позе сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т.п. (рис.6)


  • Современное человечество ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы. А что еще делать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

  • Полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище.

  • Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во сне. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

  • После уроков школьнику, особенно младших классов, необходимо полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.

  • Читать в постели можно, но осторожно. Необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей) и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

  • Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.

  • Ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки – это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Перечислять, как каждый из видов спорта может повредить позвоночнику, мы не будем. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.
    Самое-самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника – это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично физически развитого ребенка. Вы такого когда-нибудь видели? Всем остальным (то есть всем детям до одного) необходимо как минимум:

  • Обеспечить условия для формирования правильной осанки – прежде всего, перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие.

  • Знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться, не сутулясь.

  • Сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор – позвоночнику.

  • Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений. Их в арсенале лечебной физкультуры очень много.

Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как ее обеспечить – уговорами, террором, системой премий и штрафов – решайте сами. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у них не будет.

В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем или здоровьем своих детей мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно, не глядя, ставить любому. Уточнить диагноз можно и домашними методами, но желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Правильный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.
Отклонения осанки от нормы могут возникнуть при заболеваниях позвоночника и других частей опорно-двигательного аппарата, в том числе при врожденных нарушениях.

Значительно чаще (во всяком случае, у младших школьников) нарушения осанки вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.
Но функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.

Начать заниматься лечением нарушений осанки необходимо прямо сейчас, а закончить можно будет не раньше, чем прекратится рост и формирование опорно-двигательного аппарата, годам к восемнадцати-двадцати. После этого можно продолжать заниматься физкультурой – уже для профилактики остеохондроза.

Доктор Борменталь:
Cпециалисты портала medicall:
. . . . . . . . . .
Специальные предложения
 
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-35619 от 12.03.2009 О сайтеСтатьиФирмыМедицинские услугиРеклама.Liex